–†—Ц–†—Х–°–В–†—Х–°–Г–†—Ф–†—Х–†—Ч 2016 –°–В–†¬∞–†—Ф –°–Г–†—Ф–†—Х–°–В–†—Ч–†—С–†—Х–†–Е –†¬±–†¬ї–†¬∞–†—Ц–†—Х–†—Ч–°–В–†—С–°–П–°вАЪ–†–Е–°вАє–†¬µ –†—С –†–Е–†¬µ–†¬±–†¬ї–†¬∞–†—Ц–†—Х–†—Ч–°–В–†—С–°–П–°вАЪ–†–Е–°вАє–†¬µ –†“С–†–Е–°–П –†—Ц–†—Х–°–В–†—Х–°–Г–†—Ф–†—Х–†—Ч –°–В–†¬∞–†—Ф –†—Ц–†—Х–°–В–†—Х–°–Г–†—Ф–†—Х–†—Ч –†–Е–†¬∞ 2016 –†—Ц–†—Х–†“С –°–В–†¬∞–†—Ф –°–Г–°вАЪ–°–В–†¬µ–†¬ї–†¬µ–°вА† –†—Ц–†—Х–°–В–†—Х–°–Г–†—Ф–†—Х–†—Ч –†“С–†¬ї–°–П –°–В–†¬∞–†—Ф–†¬∞ –†–Е–†¬∞ –†–Е–†¬µ–†“С–†¬µ–†¬ї–°–Л 2016 –Ј–і–µ—Б—М –†–Е–†¬∞ –†¬Ј–†¬∞–†–Ж–°вАЪ–°–В–†¬∞ –°–Г–†—Ф–†—Х–°–В–†—Ч–†—С–†—Х–†–Е –†—Ц–†—Х–°–В–†—Х–°–Г–†—Ф–†—Х–†—Ч –°–М–°–В–†—Х–°вАЪ–†—С–°вА°–†¬µ–°–Г–†—Ф–†—С–†вДЦ –†—Ц–†—Х–°–В–†—Х–°–Г–†—Ф–†—Х–†—Ч –°–Г–†—Х–†–Ж–†—Ш–†¬µ–°–Г–°вАЪ–†—С–†—Ш–†—Х–°–Г–°вАЪ–†—С –†¬±–†¬ї–†—С–†¬Ј–†–Е–†¬µ–°вА†–°вАє –†—С –°–В–°вАє–†¬±–°вАє –Ј–і–µ—Б—М –†—Ц–†—Х–°–В–†—Х–°–Г–†—Ф–†—Х–†—Ч –†–Е–†¬∞ –†—Ш–†¬µ–°–Г–°–П–°вА† –†—Х–†–Ж–†¬µ–†–Е –°вАЪ–†¬µ–†¬ї–†¬µ–°вА† –Ј–і–µ—Б—М –†—Ц–†—Х–°–В–†—Х–°–Г–†—Ф–†—Х–†—Ч –†–Ж–†—Х–†“С–†—Х–†¬ї–†¬µ–†вДЦ –°вА¶–†¬∞–°–В–†¬∞–†—Ф–°вАЪ–†¬µ–°–В–†—С–°–Г–°вАЪ–†—С–†—Ф–†¬∞ –†¬Ј–†–Е–†¬∞–†—Ф–†¬∞ –†—Ц–†—Х–°–В–†—Х–°–Г–†—Ф–†—Х–†—Ч –†–Е–†¬∞ –°–Г–°вАЪ–°–В–†¬∞–°–Г–°вАЪ–°–П–°вА¶ –°вАЪ–†¬µ–†¬ї–†¬µ–°вА† –†“С–†¬µ–°вАЪ–°–Г–†—Ф–†—С–†вДЦ –†—Ц–†—Х–°–В–†—Х–°–Г–†—Ф–†—Х–†—Ч –†–Ж –°–Г–°вАЪ–†—С–°вА¶–†¬∞–°вА¶ –°–Г–†—Ф–†—Х–°–В–†—Ч–†—С–†—Х–†–Е –†—Ц–†—Х–°–В–†—Х–°–Г–†—Ф–†—Х–†—Ч –°–Г–†—Х–†–Ж–†—Ш–†¬µ–°–Г–°вАЪ–†—С–†—Ш–†—Х–°–Г–°вАЪ–†—С –†—Х–†–Ж–†–Е–†—Х–†–Ж –†—С –†—Ф–†—Х–†¬Ј–†¬µ–°–В–†—Х–†—Ц–†—Х–†–Ж –†—Ф–†¬∞–°–В–°–К–†¬µ–°–В–†–Е–°вАє–†вДЦ –†—Ц–†—Х–°–В–†—Х–°–Г–†—Ф–†—Х–†—Ч –†–Е–†¬∞ 2016 –†—Ц–†—Х–†“С –†“С–†¬µ–†–Ж–†¬∞ –†—Х–†¬±–†¬µ–†¬Ј–°–К–°–П–†–Е–†¬∞ –†—Ц–†—Х–°–В–†—Х–°–Г–†—Ф–†—Х–†—Ч –°–Г–†—Х–†–Ж–†—Ш–†¬µ–°–Г–°вАЪ–†—С–†—Ш–†—Х–°–Г–°вАЪ–†—С –†¬∞–†¬±–°–Г–†—Х–†¬ї–°–Л–°вАЪ–†–Е–°вАє–†вДЦ –†¬±–°–В–†¬∞–†—Ф –†—Ц–†—Х–°–В–†—Х–°–Г–†—Ф–†—Х–†—Ч –†–Е–†¬∞ –°–Г–†¬ї–†¬µ–†“С–°—У–°–Л–°вА∞–†—С–†вДЦ –†—Ш–†¬µ–°–Г–°–П–°вА† –°–Г–†—Ф–†—Х–°–В–†—Ч–†—С–†—Х–†–Е –†—Ц–†—Х–°–В–†—Х–°–Г–†—Ф–†—Х–†—Ч –†–Е–†¬∞ –†—Х–°–Г–†¬µ–†–Е–°–К 2016 –°–Г–°вАЪ–°–В–†¬µ–†¬ї–†¬µ–°вА† —В—Г—В —Б—Б—Л–ї–Ї–∞ —Б—Б—Л–ї–Ї–∞ –°–Г–†—Х–†–Ж–†—Ш–†¬µ–°вА∞–†¬µ–†–Е–†—С–†¬µ –†—Ц–†—Х–°–В–†—Х–°–Г–†—Ф–†—Х–†—Ч–†—Х–†–Ж –†¬ї–†¬µ–†–Ж –†—Ф–†—Х–†¬Ј–†¬∞ –†—Ц–†—Х–°–В–†—Х–°–Г–†—Ф–†—Х–†—Ч –†¬Ј–†¬∞–°вА°–†¬∞–°вАЪ–†—С–°–П –†“С–†¬ї–°–П –†¬±–†¬ї–†—С–†¬Ј–†–Е–†¬µ–°вА†–†—Х–†–Ж –†—Ц–†—Х–°–В–†—Х–°–Г–†—Ф–†—Х–†—Ч –†¬ґ–†¬µ–†–Е–°вА∞–†—С–†–Е–†¬∞ –†—Ф–†—Х–†¬Ј–†¬µ–°–В–†—Х–†—Ц –†—С –†—Ш–°—У–†¬ґ–°вА°–†—С–†–Е–†¬∞ –°–В–†¬∞–†—Ф –°–Г–†—Х–†–Ж–†—Ш–†¬µ–°–Г–°вАЪ–†—С–†—Ш–†—Х–°–Г–°вАЪ–°–К –†—Ц–†—Х–°–В–†—Х–°–Г–†—Ф–†—Х–†—Ч –†–Е–†¬∞ –°–Г–†¬µ–†—Ц–†—Х–†“С–†–Е–°–П –†¬±–†¬ї–†—С–†¬Ј–†–Е–†¬µ–°вА†–°вАє –†—Ц–†—Х–°–В–†—Х–°–Г–†—Ф–†—Х–†—Ч –°–Г–†—Х–†–Ж–†—Ш–†¬µ–°–Г–°вАЪ–†—С–†—Ш–†—Х–°–Г–°вАЪ–°–К –†—Ц–†¬ї–†—Х–†¬±–†¬∞ –†—Ц–†—Х–°–В–†—Х–°–Г–†—Ф–†—Х–†—Ч –†¬∞–°–Г–°вАЪ–°–В–†—Х–†¬ї–†—Х–†—Ц–†—С–°вА°–†¬µ–°–Г–†—Ф–†—С–†вДЦ –†—Ц–†—Х–°–В–†—Х–°–Г–†—Ф–†—Х–†—Ч 2016 –†—Ц–†—Х–†“С –°–В–°вАє–†¬±–°вАє –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ —Б—Б—Л–ї–Ї–∞

Ўахматна€ федераци€ ”ль€новской области

—оздана 29 июл€ 1943 года

ќ проекте »стори€ Ўахматные федерации ”правление Ќаши планы   ѕартии наших шахматистов Ќаши друзь€  √ќ—“≈¬јя-архив √остева€-главна€    Ќовости 2017  √лавна€ страница   ѕрограмма    Ўахматы в ƒимитровграде ƒела –Ў‘ и шахматного ѕоволжь€    ѕј–ƒ”Ѕ»÷≈  ЁЎ‘ ƒела судейские Ўахматные клубы и секции  јрхив новостей и пр.   ѕќЋќ∆≈Ќ»я   валификаци€  –ейтинг лист ‘»ƒ≈ –ейтинг лист –оссии

Ўахматный ¬сеобуч в ”ль€новске: входим четвертый раз в одну водуЕ

04.05.19

 

 

 

 

ѕарфенов ¬ладимир јлексеевич

кандидат технических наук,

ѕредседатель шахматной федерации ”ль€новской области 1997-2014 г.г.,

доцент ”ль€новского государственного университета,

спортивный судь€ всероссийской категории,

руководитель шахматного клуба ”ль€новского государственного университета

e-mail: parf-vl@yandex.ru

 

«а последние два дес€тка лет в ”ль€новской области при непосредственном участии автора этих строк было предприн€то 3 попытки введени€ шахмат в учебный  процесс школ. Ќельз€ сказать, что они были полностью безуспешными Ц определенное движение вперед и вверх происходило, Ц но до полнокровной реализации введени€ шахматного ¬сеобуча (именно с большой буквы!) дело так и не дошлоЕ Ќо ”–ќ јћ» дл€ организаторов процесса стали —≈–№≈«Ќџћ».

≈сли при реализации первой попытки (1998 год) движение происходило исключительно по инициативе руководителей шахматных кружков и благосклонности директора »ѕ  ѕ–ќ Ѕалашова ћ.ћ. Ц организовали очень инициативную группу слушателей по специализации подготовки руководителей шахматных кружков и учителей шахмат. »тогом стало как бы узаконивание действующих шахматных кружков (все слушатели впервые получили соответствующие удостоверени€), открытие новых и введение в некоторых школах об€зательного урока шахмат в начальных классах. ”же при реализации этой попытки стало €сно, что очень многое зависит от исполнителей »ƒ≈» Ц учителей и тренеров.

¬тора€ попытка (2003-2005 г.г.) стала более массированной, более продолжительной и более квалифицированной. » это объ€сн€лось несколькими факторами.

¬о-первых, по-насто€щему помудрели действующие шахматные тренеры и учител€ Ц а они составили кост€к вновь набранной группы подготовки и переподготовки шахматных учителей и тренеров. ¬о-вторых,  удалось привлечь к семинару учителей шахмат таких специалистов, как ».√. —ухин (ћосква), ¬.». √ончаров (Ќабережные „елны) и др. ¬-третьих, очень своевременно Ђподоспелї знаменитый ѕриказ ћинистерства образовани€ –оссии [1]. ќн помог даже  организовать областную очно-заочную шахматную школу.   сожалению, лишь на бумаге Ц без финансовой поддержки.Е —оответственно, работа школы так и не началась. ’от€ на общественных началах был проведен р€д сборов дл€ юных одаренных шахматистов. ¬ этом принимали участие ведущие тренеры и шахматисты ”ль€новской области Ц гроссмейстер –оссии ѕиньковецкий —.”., неоднократный чемпион ”ль€новской области мастер ‘»ƒ≈ ѕирогов ¬.¬., другиеЕ » подобные сборы на некоторое врем€ стали традиционными. Ќо сколько на энтузиазме общественности можно Ђт€нутьї серьезное дело?

‘ото участников семинара (—ухин ».√. в центре)

¬ 2004 году (ѕ–» ј« √лавного управлени€ образовани€ ”ль€новской области  є 837 от 11 окт€бр€  2004 года) создан координационный совет по введению шахмат в школе, и он приступил к работе (провели 2 реальных заседани€, где утвердили Ђѕрограмму мер по развитию шахмат в школах ”ль€новской областиї, рассмотрели и решили другие вопросы). –ассматривалось даже предложение ввести шахматы как одну из региональных компонент учебного процесса. ¬ св€зи со сменой власти в регионе —овет оказалс€ без руководителей, а новых подобрать (уговорить) в сложившейс€ ситуации не удалось...

—амой продуктивной оказалась попытка введени€ шахматного ¬сеобуча в 2007 году. ќна была инициирована сверху Ц √убернатором ”ль€новской области —.». ћорозовым. ќговоримс€ сразу Ц по замыслам основной упор делалс€ не на ¬сеобуч, а на кружковую работу. Ќужно было видеть гор€щие глаза вновь набранной группы в »ѕ  ѕ–ќ желающих вести шахматы в школе Ц а таковых со всей ”ль€новской области набралось около полусотни человек! ѕричем в составе шахматной группы подготовки были учител€ самых разнообразных дисциплин (физической культуры. труда, математики, химии и т.д.). » даже библиотекари и завхозы!!!  ќтзанимались все с большой охотой, подавл€ющее большинство слушателей благополучно выполнили все необходимые услови€ дл€ аттестации и получили удостоверени€.

€нварь 2008 года, »ѕ  ѕ–ќ, слушатели шахматной группы

Ѕыл воссоздан и координационный совет по развитию шахматного образовани€ в системе образовани€ ”ль€новской области, разработаны меропри€ти€ по введению шахмат в школу.

Ќо все самые благие намерени€ были разбиты самыми прозаичными проблемами Ц нехваткой инвентар€, проблемами  с местом хранени€ имеющегос€ инвентар€, проведени€ зан€тий по шахматам, отсутствием средств на приобретение его, отсутствием свободных преподавательских часовЕ ¬о-первых, всЄ завершилось не реальным делом, а кампанией, а во-вторых, отдача от кампании оказалась ниже ожидаемой.

јнализ причин малоуспешных попыток активизации шахматной работы в общеобразовательных школах показал, что, во-первых, главным необходимым условием введени€ шахмат в новой точке (в школе или районном доме творчества учащихс€) €вл€етс€ наличие  инициативных, заинтересованных, компетентных, имеющих соответствующее образование (или разрешений в виде лицензий и т.п. документов) учителей и тренеров.

¬о-вторых, должна быть €рко выраженна€ (реальна€) заинтересованность родителей.

¬-третьих, должно быть хот€ бы минимальна€ материальна€ поддержка от учебного заведени€ в виде комплектов шахмат, демонстрационной доски, учебно-методических материалов, оплаченных преподавательских часов (на достойном уровне!).

¬-четвертых, нужно даже не специализированно-оборудованное дл€ проведени€ шахматных зан€тий и хранени€ шахматного инвентар€.

¬-п€тых, нужна хот€ бы политическа€ или моральна€ поддержка со стороны регионального руководства.

» лишь при благополучном соединении перечисленных п€ти условий возможно продвижение-введение шахмат в школьный учебный процесс.

„то пока у нас в регионе соединить воедино пока не удалосьЕ Ќесмотр€ и на дальнейшую поддержку √убернатора ”ль€новской области ћорозова —.». [2], [3].

 

Ўахматный ¬сеобуч в каждую семью!

ѕоэтому, начина€ с 2003 года, не оставл€€ желани€ введени€ шахмат в школу в форме ¬сеобуча мы пошли и альтернативным путем Ц привитие навыков игры в шахматы в студенческой среде. Ћини€ вполне логична€ и пон€тна€ Ц все студенты в будущем обзаведутс€ семь€ми, у них будут дети и, соответственно, при наличии навыков шахматной игры хот€ бы у одного из родителей любовь к шахматам и навыки об€зательно передадутс€ их дет€м Ц ведь шахматы по-прежнему €вл€ютс€ престижным видом спорта, досуга!

»нициативу про€вил ”ль€новский государственный университет, который при поддержке декана факультета физической культуры и реабилитации ¬альцева ¬.¬., бывшего ректора ѕол€нскова ё.¬. и действующего Ѕ.ћ.  остишко, ”ль€новской областной шахматной федерации  в лице автора этих строк поддержал идею создани€ активно-действующего шахматного клуба и создали необходимые услови€ Ц выделили учебную аудиторию, средства дл€ приобретени€ шахматного инвентар€ (использовали в том числе инвентарь федерации), способствовали изданию актуального учебно-методического пособи€ ЂЎахматы дл€ всехї [4], других материалов. 

» начина€ с 2004 года ”ль€новский государственный университет стал фактически центром шахмат областного центра, где провод€тс€ шахматные меропри€ти€ городского, областного и более высокого уровней (в том числе семинаров шахматных арбитров и тренеров.

—остав шахматного клуба изначально комплектовалс€ исключительно на добровольных услови€х Ц принимали и принимаем всех желающих.  ак тех, кто уже Ђзасветилс€ї на шахматных турнирах и умел играть на уровне разр€дника (их сразу же зачисл€ли в состав сборной университета), так и тех, кто вообще не имел малейшего представлени€ о шахматной игре. Ќет ограничений и по половому признаку Ц в итоге все годы функционировани€ клуба удерживаетс€ примерный баланс между юношами и девушками. ѕри этом обща€ численность членов клуба в разные годы колеблетс€ от 100 до 150 человек. “ак что с уверенностью можно сказать, что за прошедшие годы было приобщено (обучено) к шахматам от 800 до 1200 студентов. ј это уже немала€ сила!

  „ем занимаютс€ студенты на зан€ти€х в шахматном клубе?  аждому находитс€ полезное и интересное дело.

 валифицированные шахматисты (разр€дники) совершенствуют свое мастерство, изуча€ теорию шахмат, партии мастеров, принима€ участие в шахматных турнирах различного уровн€. ¬плоть до проводимых открытых первенств ”ль€новской области среди студентов, открытых первенств ѕриволжского федерального округа среди ¬”«ов.  стати Ц последнее, в том числе, €вл€етс€ привлекательным элементом дл€ части членов клуба. ѕри этом дл€ всех членов клуба находитс€ дело Ц кто принимает участие в качестве игрока, кто в качестве судьи, кто в качестве организатора культурного досуга участников турнира. ¬ ходе подготовки к каждому турниру наблюдаетс€ определенный ажиотаж  в среде членов клуба. јтмосфера ажиотажа передаетс€ и другим Ц пока что не членам клуба. „то также €вл€етс€ элементом привлечени€ студентов к шахматам.

Ќе умеющих играть студентов обучаем с Ђнул€ї. ѕримен€ем и другую методику Ц начальное обучение перепоручаем шахматистам, имеющим некоторые педагогические данные. ќни при нашей опеке обучают шахматам начинающих шахматистов. ќдновременно повыша€ и свое мастерство Ц польза от подобных зан€тий взаимна€.

„асть шахматистов (особенно касаетс€ девушек), получив начальные навыки игры, по определенным мотивам (просто не хот€т огорчатьс€ от возможных проигрышей) уклон€ютс€ от практической игры и в дальнейшем отдают предподчение решению шахматных задач, этюдов, тактических позицийЕ » дл€ них шахматный клуб становитс€  клубом по интересам, общению.

„асть шахматистов в дальнейшем переквалифицируетс€ в шахматные арбитры [5], отдава€ предпочтение практическому судейству Ц подготовлено около трех дес€тков официально аттестованных арбитров третьей и даже первой категорий ( ашицин ј.Ќ., √олубчиков ј.¬.,  оновалова ј.ќЕ.). ¬ шахматном клубе активно провод€тс€ зан€ти€ по изучению правил игры по виду спорта Ђшахматыї, предоставл€ютс€ все возможности по применению своих знаний и умений при проведении шахматных соревнований различного уровн€ (в том числе и среди детей) [6], [7], [8]. ј дл€ поддержани€ своих знаний арбитров на необходимом уровне в клубе имеетс€ библиотека с шахматной литературой и актуальными методическими материалами [9].

¬ развитие воспитани€ шахматных арбитров есть положительный опыт подготовки и руководителей районной шахматной федерации (и даже на некоторое врем€ областной!) Ц примером €вл€етс€ член нашего клуба јлександр  ашицин. ќн вполне успешно оправдывает надежды и одной из своей главных задач видит работу с юными шахматистами Ц занимаетс€ сам тренерской работой, проводит много шахматных меропри€тий с детьми Ц [10], [11] .  руг желающих введени€ шахмат дл€ начала на кружковом уровне предприн€ли 3 года назад и в ”ль€новском —уворовском училище. ј в этом году решились сыграть в командном первенстве –оссии среди —уворовских училищ и небезуспешно - зан€ли 21 место из 27, что дл€ дебютантов можно считать успехом! ¬едь это их первое выступление на ¬сероссийском уровне! 

» эту линию подготовки шахматных кадров Ц семейных, общественных, тренерских, учительских и т.д. Ц продолжим и в дальнейшей своей работе. ј среди выпускников нашего ¬”«а члены нашего клуба €вл€ютс€ по-насто€щему ударной силой в деле продвижени€ шахмат в семью, по месту работы и т.д. Ѕолее того, члены сборной по шахматам одного факультета одних лет обучени€  (»‘‘¬“ Ц Ђфизтехаї по-старому) могут стать нагл€дным примером благотворного вли€ни€ шахмат на высоту Ђжизненного полетаї: ћарина —ергеевна јдамова (явтушенко) и »горь ќлегович явтушенко стали кандидатами наук, а —ибатов –енат “емиргалиевич вообще Ђотличилс€ї Ц стал доктором наук (!).ј если расширить Ђклубї другими должност€ми, то можно расценить как достижение депутатство гордумы ”ль€новска јнтипова јнтона ƒмитриевичаЕ 

   

» вот наш час введени€ шахматного ¬сеобуча в школе настал!

» это уже четверта€ попытка введени€ шахмат в школьную учебную программу у нас в ”ль€новской области. ѕросматриваетс€ в €вном виде поддержка сверху (как административным руководством области, так и депутатом √осударственной ƒумы ¬ладиславом јлександровичем “реть€ком, оказывающим кураторскую помощь нашей области). ј сколько проведено совещаний на эту тему! ¬ ћинистерстве образовани€ даже организован спортотдел, главной задачей которого €вл€лось продвижение шахмат в ”ль€новской области.

¬ принципе предпринимались правильные шаги в деле административного вли€ни€ на решение поставленной задачи. “ем более ожидалась помощь из ћосквы по гранту из Ђфонда “имченкої! ј что такое грант, который, кстати, нам не досталс€? Ћќ“≈–≈я! ¬ результате организаторы оказались в сложном финансовом положении. ѕришлось секвестрировать задуманную помощь. ј что делать? ћеханизм был уже запущен, и останавливатьс€ на полпути было бы уже себе дороже.

¬ этот момент была проведена определенна€ работа по подготовке и лицензированию преподавательского состава. » здесь оказалось, что у нас в области проживает немало талантливых шахматных специалистов.   тому же молодых! «десь и Ћавров ¬асилий ћихайлович, и ≈лисеева ƒарь€ јлександровна, и —евасть€нова ќльга јлександровна, и јндрей јлександрович ѕисарев, и ƒмитрий јлексеевич —авельев, и јлександр ≈вгеньевич Ѕелоусов, и “ать€на ¬ладимировна √ор€инова, и јбрамов ѕавел ¬ладимирович,и др. ј ¬.ћ. Ћаврова за методический талант можно поставить во главе движени€ с условным названием ЂЎахматы в детсадї! ≈го манера преподавани€ напоминает —ухина »гор€ √еоргиевича Ц ведущего специалиста по шахматному ¬сеобучу не только в –оссии, но и за еЄ пределами. “.е. стала выдел€тьс€ лини€ шахмат дл€ дошкол€т!

Ќельз€ не отметить и директора детсада є186 (Ђ¬олгарикї) »рину яковлевну √уткович Ц именно благодар€ еЄ старани€м шахматный детсад превратилс€ в шахматный ƒворец, а ¬асилий ћихайлович Ћавров будучи подчиненным данного дошкольного учреждени€ раскрылс€ своими талантами именно здесь.

Ќемного непон€тна идеологи€ экономии денег в услови€х их практического отсутстви€ Ц ведь вс€кое дежурное меропри€тие (к таковым отношу и описанное »горем √ермановичем ќсетровым) требует безвозвратных расходов.   тому же Ц что такое выделение 450 тыс руб. в год на шахматы в услови€х шахматизации детей? Ѕыло врем€ расходы на шахматы достигали почти 1 млн. (одного миллиона Ц прописью) при втором пришествии пока что лучшего ћинистра спорта ”ќ 21-го столети€ Ћазарева ¬ладимира Ќиколаевича. » это было в неэкстремальных услови€х (как сейчас). ј какой интересно материальный вклад ћинистерства образовани€ ”ќ в шахматный ¬собуч? ¬едь ћинспорта ”ќ отвечает за спортивную шахматную составл€ющую, а ведь по правде говор€, за образовательную часть ответственность несет ћинобразовани€!

ќткрытие шахматной комнаты Ц это тоже немало. Ќо далеко не самое актуальное! ¬от если бы создалс€ эталонный школьный шахматный клуб (о чем мы мечтали 15-20 лет назад) и на него подравн€ли бы и р€довые школьные клубы Ц вот это был бы блеск!

»ли обсудили бы как привлечь средства из иных регионов к нам в область. ¬едь было врем€ Ц привлекали! „его стоит только один шахматный турнир серии Ђѕоволжьеї пам€ти —.ѕ. ’рамцова Ц приезжали к нам до 50 человек минимум на 6 дней.  аждый из которых тратилс€ на жилье и питание до 1000 руб. в сутки. ¬от они - привлеченные 3 млн. руб.!  ак бы невзначайЕ

»ли обсудили бы и помогли учител€м по шахматам в зарплате (открытием не будет Ц она мизерна; отношение к шахматам как к далеко второстепенному предмету; исполнители вынуждены подрабатывать на стороне), в комплектовании инвентарем, в организации учебного процесса. ¬сЄ же вести зан€ти€ по шахматам сразу у всего класса Ц утопична€ иде€. –еально можно добитьс€ успеха, работа€ с группами 9-11 человек, Ц спросите у любого тренера по шахматам. »ли решили бы проблему хранени€ шахматного инвентар€ и принадлежностей, если зан€ти€ ведутс€ не  в специализированном классе.

≈сть вопросы и к Ђ”чебной программеї зан€тий Ц может быть обсуждена в отдельной статьеЕ

 —кажете: Ђ—овещание Ц обмен опытомї. ј ¬ы изучили накопленный и уже опубликованный опыт  [12-16]? ќбращение не только к чиновникамЕ

 

 

Ћитература и »нтернет-ресурсы

1. ѕ–» ј« ћ»Ќ»—“≈–—“¬ј ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»» є 2211 от 18 ма€ 2004 года,  ћосква, Ђќ развитии шахматного образовани€ в системе образовани€ –оссийской ‘едерацииї

2. ¬стреча с √убернатором ”ль€новской области ћорозовым —.».: http://ulchess.ulsu.ru/news2011/1107191.php

3. ¬стреча с √убернатором ”ль€новской области ћорозовым —.». - продолжение следует!: http://ulchess.ulsu.ru/news2011/1108191.php

4. ѕарфенов ¬.ј., ћалофеев ј.ё., Ўахматы дл€ всех: учебно-методическое пособие.- ”ль€новск, ”л√”, 2007 г., 44 с.

5. ѕервый студенческий финишировал: http://ulchess.ulsu.ru/news2011/1104101.php

6. ѕервенство среди ¬”«ов ѕоволжь€ - ‘»Ќ»Ў!new:  http://ulchess.ulsu.ru/news2011/1102081.php

7. 8-е первенство ѕри‘ќ среди ¬”«ов Ц день за днем: http://ulchess.ulsu.ru/news2012/1202081.php

8. ƒуплет ћайнских шахматистов и победа 38 ‘ћЋ ”ль€новска Ц примечательные моменты региональных соревнований ЂЅела€ ладь€ї: http://ulchess.ulsu.ru/news2013/1302241.php

9. ѕарфенов ¬.ј., ќрганизаци€ и проведение шахматных соревнований: учебно-методическое пособие.- ”ль€новск: ”л√”, 2012, 123 с.

10. —емейный шахматный турнир Ђѕапа, мама, € Ц спортивна€ семь€ї: http://ulchess.ulsu.ru/news2013/1303061.php

11. —еанс одновременной игры в детском доме Ђ—оловьина€ рощаї: http://ulchess.ulsu.ru/news2013/1304101.php

12. ѕарфенов ¬.ј., Ђ омбинации «ј шахматной доской в —имбирске-”ль€новскеї,-”ль€новск:”л√”,2017, 206 с.

ћатериалы ћеждународной научно-практической конференции ЂЎахматы Ц инструмент повышени€ интеллектуального уровн€ детейї, ’анты-ћансийск, 2-5 окт€бр€ 2010 г., ќбнинск: ƒуховное возрождение, 2010.-272 с.

13. ћеждународна€ конференци€ в ’анты-ћансийске по шахматному ¬сеобучу - учить нужно и взрослых! :http://ulchess.ulsu.ru/news2013/1306151.php

14. ћатериалы ћеждународной научно-практической конференции ЂЎахматное образование - важный ресурс мировой системы образоваги€ї10-13 июн€ 2013 г.., ќбнинск: ƒуховное возрождение, 2013 г., 416 с.

15. ЂЎахматам в школах Ѕџ“№!ї “ак решили на ¬сероссийской конференции в Ёлисте: http://ulchess.ulsu.ru/news2009/0912221.php

16. ¬ыпуск в »ѕ  ѕ–ќ 25.04.08http://ulchess.ulsu.ru/news2008_1/0804251.php

    ƒо новых встреч! » желательно по положительным мотивам!

 
 
© ѕри использовании материалов ссылка на наш сайт и ведущего - ¬ладимира ѕарфЄнова - об€зательна!