В.А. Чарушин: ВСЕ
ПОЗНАЕТСЯ В СРАВНЕНИИ 06.10.01 К ведущему пришло письмо от известного писателя, шахматиста... Помещая настоящую статью у нас на сайте надеемся на отклики посетителей. Отклики можно оставлять в "Гостевой" или пересылать по мэйлу... В мае 1936 года журнал «Шахматы в СССР» опубликовал следующий оригинальный этюд. Т. ГОРГИЕВ
Ничья 1. d6+ exd6 2. axb3 Kрb8 3. Kрe4! f3 4. Kрe3 d5 5. Kрf2 d4 6. Kрxe1 d3 7. b4 d6! 8. b5 d5 9. b6 d4 10. Kрd1! f2 11. Kрd2 f1Л (11. … f1Ф пат) 12. Kрxd3 Лf4 13. Kрc4= В
обзоре «Шахматный этюд в 1936 году» А.
Гербстман писал: «В этюде, использующем
замурование как прием, развертывается
тонкая борьба за темпы. Характерная
деталь, свидетельствующая о строгих
требованиях, которые предъявляются у нас
к композиторам, и о чрезвычайно высоком
уровне этюдной композиции в СССР: этот
богатый содержанием, интересный этюд не
получил отличия в конкурсе журнала «Шахматы
в СССР» в 1936 году…» Теперь
рассмотрим другую композицию.
Д.
ЭЛЕКЕШ Олимпийский
Конкурс, 1936, 2-ой приз
Ничья 1. Kрd1 c4 2. Kрc1! (2. Кре1?
с2!) e2 3. Kрc2 e1Л (3. е1Ф?=)
4. Kрxc3 Лe4 5. Kрb4 Лg4 6. Kрc3 Kрf7! 7. Kрb4 (7. g8Ф? Лхg8! 8.Cd4 Лс8) Kpe7 8. Kpc5! Kpe6 9. g8Ф+ Лxg8 10. Сc3 Лc8+ 11. Kрd4 Лc6 12. Сb4 Kрd7 13. Сa5 Kрc8 14. Сe1 Kрc7 15.Kрc3=
(Примечания Др. Л. Линдер) И
снова мнение А. Гербстмана: «… На убогой
фашистской Олимпиаде в Мюнхене второй
приз получил этюд, все содержание
которого сводится к трем последним ходам
этюда Горгиева,- кстати сказать,
опубликованного гораздо раньше…» Несомненно,
этюд Элекеша является слабой темой этюда
Горгиева. Простое сравнение
свидетельствует о весьма низком уровне
требований, предъявляемых к композициям
Олимпийского конкурса в Мюнхен, и,
вероятно, предподчение авторам-арийцам. Возможно,
Д. Элекеш мог не знать этюд Т. Горгиева, но
куда смотрели судьи конкурса? Факт
существования предшественника не был
отмечен ни в предварительном, и в
окончательном подведении итогов. И уж
совсем непонятна публикация Др. Ласло
Линднера в «Magyar
Sakktortenet»,
т. IV,
1996. Через 60 лет авторитетный композитор
был обязан дать объективную оценку этюда
Дежа Элекеша. На
мой взгляд, уничтожающая критика А.
Гербстмана все-таки чрезмерна строга.
Незапатованность черного короля и
свобода маневра ладьей дает этюду
венгерского композитора какое-то право
на существование, но и только. Второй приз
на престижном конкурсе, конечно, не
соответствует его содержанию.
Замечание ведущего: то, что не дали никакого приза в нашем советском журнале нашему же Т. Горгиеву, и не совсем обоснованно дали второй приз на Олимпиаде этюду Д. Элекеша можно объяснить и в том, и в другом случае исключительно политическими мотивами, а не какими-то творческими тонкостями. Там было тогда. Не думаю, что и сейчас призы даются, ориентируясь только на творческие достижения соискателей…
|