Чемпионат России среди Вузов по ИНТЕРНЕТ - уроки на будущее!
28.02.04

Вот и завершилась заочная часть Третьего чемпионата России по шахматам  среди Вузов по ИНТЕРНЕТ. К нашему удовлетворению оглашенные предварительные итоги совпали с окончательными и в очный финал вышли все команды Запада. МОЛОДЦЫ!

. Основные перепитии борьбы в основном уже освещены нами, главные достоинства игры по ИНТЕРНЕТ участники оценили, но нужно сделать так, чтобы в будущем было как можно меньше недостатков.

В процессе игр Чемпионата постоянно обменивались своими мнения с участниками Западной зоны по многим вопросам – в том числе и по организационным. В большей степени это относится к обоим ульяновским командам (УлГУ и УлГТУ) и ОмГТУ. Предлагаемые ниже решения не претендуют на абсолютную истину и высказаны в качестве ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Которые имеют право на существование! Представители других команд могут иметь и иные мнения, которые мы готовы и опубликовать, и обсудить и прочее. Поэтому в качестве предложений просьба рассмотреть следующие (их можно назвать от Игоря Викторовича Богачкова – Омский государственный технический университет и от Парфенова Владимира Алексеевича – Ульяновский государственный университет). Предложения касаются многих аспектов – поэтому мы их условно разделили на несколько.

Система проведения

С учетом сравнительно большого количества выбывших из Чемпионата команд, что нельзя считать нормальным для Чемпионата России,- есть предложение разделить весь Чемпионат не на «зоны», а на ЛИГИ. Одна лига – высшая или финальная, а вновь вступившие команды, и выбывшие по неудовлетворительным причинам команды в этом году и в прошлом играют предварительный отборочный турнир, где своей дисциплинированностью, шахматной силой доказывают свою состоятельность. В этом году до конца донесли «свой игровой крест» 15 команд – всех их можно допустить в четвертом Чемпионате сразу в финал (по предложению И.В. Богачкова – 10). И страшного в том, что все команды разбросаны по России на 5-6 часовых поясов, нет. Стабильность проведения (без ОЧЕНЬ уж частых переносов и пр.) сведет неудобства практически к нулю. Исходя из общего количества заявившихся команд на следующий год можно установить и нормы ротации из одной лиги в другую… Или (как вариант!) финальную часть турнира для высшей лиги можно сделать продолжением предварительной.

Организационные

1. Не допускать отсрочек и переносов начала Чемпионата (обыкновенные очные соревнования не переносятся же!), не допускать без острой необходимости отсрочек в играх, проведения матчей в зачетный и экзаменационный периоды.

2. Обеспечивать принудительную рассадку и пуск часов соперников в строго обозначенное время.

3. Обеспечить награждение команд и по результатам заочной части игр (не обязательно уж солидными призами, но грамотами организаторов – или даже Министерства было бы неплохо).

Немного отклонясь от нашего Чемпионата поделюсь своим опытом в этой части как председателя областной шахматной федерации – на всех детских областных соревнованиях не стесняюсь выдать дипломы и грамоты практически каждому району (нахожу поводы!). И это обосновано – знаю, что в каждом районе оценивают работу тренера вот по таким документам. Для нас – это 6 руб. расходов, а для них – оценка работы. Всего лишь моральная поддержка… Но все же это помогает двигать шахматы вперед!

С учетом того, что все играли исключительно на любви к шахматам (а организаторы несли нагрузку вдвойне!) было бы неплохо как-то отметить всех дошедших до финиша участников Третьего Чемпионата – выдать командные Дипломы, благодарственные письма и пр.

Технические

1. Обеспечение строгой компенсации времени передачи ходов – в этом году «проколов» по этой части было предостаточно! И искажений естественных ходов событий, решающим образом влияющих на исход, тоже было немало…

2. Предусмотреть возврат хода при явной «мышкиной» ошибке («недонос» фигуры и пр.) – в Клубе Авербаха, в частности, такая возможность предусмотрена (требуется, правда, согласие соперника на возврат хода!).

3. Присваивать игрокам «ники» КОМАНДНЫЕ (по типу западной «зоны»), а не индивидуальные (как это принято на Кемеровском сервере).

Регламент

Можно в этой части и оставить всё как есть, но модернизация была бы полезна. В частности для исключения (или уменьшения вероятности) применения компьютерных игровых программ  во время игры следует уменьшить регламент вдвое. При этом станет возможным проведения в день двух матчей. Это позволит играть в «высшей» лиге не 10 командам, а 15-20 (!).

Можно сделать регламент 30 мин. на партию и плюс 10-20 сек. добавки времени на каждый ход – уменьшит количество споров в части компенсации времени.

Судейство

Судейская коллегия, конечно же, назначается проводящей организацией. Но именно КОЛЛЕГИЯ, а не один судья.

Необходимо существенно повысить гласность в работе судейской коллегии – снизит напряженность в спорах игроков команд.

Повысить «официальность» принимаемых решений (на сайте и электронными письмами).

Необходимо в день проведения тура оглашать ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ итоги матчей. Установить предельные сроки оглашения ОКОНЧАТЕЛЬНЫХ итогов (не более трех дней).

Формирование апелляционного комитета должно соответствовать «Правилам ФИДЕ». Согласно которых туда могут входить представители организаторов и игроков. По  предложению И.В. Богачкова есть идея организовать что-то типа «Совета капитанов». Идея неплохая, но может немного загромоздить ход принятия решения. Но для пробы можно и создать апелляционный комитет под председательством представителя организаторов и капитанов команд.

Апелляция должна подкрепляться вносом «залога» под ответственность. В качестве «залога» можно вносить, на пример, ранее «заработанные» (1 или 2) очки. Иначе вал безответственных апелляций может затруднить нормальный ход турнира. И. В. Богачков предлагает 3 апелляции сделать «бесплатными»… С чем мне лично трудно согласиться. Хотя здесь логика тоже есть.

Информационное обеспечение

1. Было бы полезно по завершению каждой партии автоматически выставлять ее результат в «предварительный протокол», который должен быть во время тура доступен остальным участникам в «чате». Предварительные итоги публиковать на официальном сайте в день игры. Окончательные итоги – не позже третьего дня.

2. Публиковать на сайте протоколы игр.

3. «Удерживать» на сайте заявочные списки команд до конца турнира.

Полагаю, что и другие участники захотят выступить со своими предложениями - буду рад любому отклику!