Шахматы в Ульяновской области

УОШФ Создана 29 июля 1943 года

О проекте История Шахматные федерации Управление Наши планы Рейтинг-лист ОШФ Конкурс  Партии наших шахматистов Наши друзья  ГОСТЕВАЯ    Последние новости   Новости 2013 Программа  Главная страница  - ЗЕРКАЛО сайта   Шахматы в Димитровграде Дела РШФ и шахматного Поволжья    ПАРДУБИЦЕ  ПФО среди студентов - 2013 Дела судейские Шахматные клубы и секции  Архив новостей и пр.Чемпионат РССС 2012 ПОЛОЖЕНИЯ Квалификация

Министерство спорта в Ульяновской области – каким ему быть?

22.11.13

Стало официально известно, что в Ульяновской области Департамент физической культуры и спорта Ульяновской области реорганизуется в Министерство спорта. Что сразу заставило задуматься: а каким ему быть?

Если эта реорганизация ограничится только заменой вывески на входной двери учреждения, то можем сказать сразу – подобной реорганизации не нужно. Это будет пустая трата бюджетных денег, которых и так не хватает на полезные дела.

Знаком с работой областного органа управления спортом примерно с середины 80-х годов прошлого столетия. И как просто неравнодушный любитель спорта, устроивший на солидной областной конференции голосование на предмет строительства ледового Дворца спорта еще в середине 80-х годов, и как председатель клуба болельщиков «Волги», и как первый председатель хоккейного клуба «Волги», и, наконец, в последние 16 лет как руководитель региональной федерации – председатель областной федерации шахмат.  

И представление о положительных и отрицательных моментах работы регионального учреждения спорта имею многостороннее. Замечу сразу – наиболее эффективно (можно сказать – ЭТАЛОННО) областной орган управления  спортом (переименовывался) с нашей с точки зрения работал с лета 2003 года по осень 2006 года. Именно в это время мы провели значимые мероприятия – и международный шахматный турнир, и масштабный шахматный фестиваль, и многое другое… Именно в это время управленцы спорта работали дружной командой с шахматной федерацией и получалось так, что не успел о чем-то подумать (или что-то задумать), а спортивные управленцы уже тут-как-тут – помогают!... Замечательное было время! Всё остальное время – ощущение функционирования, как говорят, «в полоску»…

Теперь по теме – о Министерстве спорта. Во-первых, хотелось бы, чтобы новый орган спортивной власти у нас в регионе из «пишущего» превратился в деятельный!

В настоящее время специалисты ДФКиС УО больше занимаются составлением справок, отчетов, планов, программ, каких-то «контролек» и пр. Как ни зайдешь – видишь - аж пар идет от работников, усердно печатающих очередное творение – даже неудобно подходить со своими вопросами… Для практических и организационных дел – прекрасно понимаю,- времени остается мизер. С нашей точки зрения распределение функций должно быть обратным – главные дела – организационные, всё остальное - второстепенно. В этой части очень много зависит от требований руководства правительством – не для нас же спортивные специалисты пишут эти горы бумаг!

Желалось бы, чтобы развитием таких специфичных видов спорта как школьный, инвалидный, студенческий и некоторые другие занимались бы профильные подразделения правительства, а участие Министерства спорта УО должно ограничиться методической и организационной помощью им. Но вот спорт (любой номинации) межрегиональный, Поволжский, Всероссийский, Международный должен курироваться именно Министерством спорта!   

Как следствие у специалистов появится время для живой организационной работы и не будут буквально эпохальным событием участие руководства Министерства спорта в организации, открытии-закрытии спортивно-физкультурных мероприятий. А это очень ВАЖНЫЙ аспект как для участников мероприятия, так и для зрителей, так и для родителей! И общение со спортсменами, тренерами, болельщиками должно быть не в тиши кабинетов, а именно в гуще людей!

Во-вторых, должна измениться идеологическая направленность деятельности! В настоящее время работникам ДФКиС УО совершенно искренне представляется, что они как бы ИЗ МИЛОСТИ выделяют бюджетные деньги на проведение мероприятия (могут дать, а могут и не дать или дать по их усмотрению меньше…). И при этом напрочь забывают, что они сами-то получают зарплату из налогов, которые оплачивает народ (в том числе и мы) и их обязанность лишь юридически корректно составить финансово-распорядительную документацию, по возможности принять участие в проводимом мероприятии и проконтролировать правильность отчета. Всё остальное – забота тех конкретных исполнителей, кому поручено исполнение! В частности федераций – кому как не им известно, куда направить запланированные средства на проведение того или иного мероприятия…

В-третьих, Министерство нужно давно забыть (и вспоминать как дурной сон) практику так называемого секвестирования (как правило, в разгар финансового года) даже в мизерных размерах финансирования видов спорта. Это очень подрывает авторитет спортивного учреждения – как в этих условиях планировать работу конкретных исполнителей?

В-четвертых, о том, с кем (имеется в виду с какими общественными организациями) и как (форма взаимодействия) работать Министерству? …  Конечно же, с признанными, аккредитованными федерациями по видам спорта! На то приняты соответствующие законы, изданы приказы, инструкции и пр. Всё это нужно исполнять! И будем исполнять. Однако всем ли это по силам в настоящий момент? За всех отвечать не буду, но за шахматную федерацию отвечу – можем лишь по варианту в качестве структурного подразделения Российской шахматной федерации. Т.е. без образования статуса юридического лица – ЗАКОН это позволяет и он един для всех. Ведь у шахматистов Ульяновской области, к величайшему сожалению, нет ни одной штатной административной должности, нет в области хотя бы одной специализированной детско-юношеской шахматной школы, хотя бы одного шахматного клуба как самостоятельной структурной единицы. Вследствие чего не имеем возможности путем дополнительного нагружения и доплат штатным работникам качественно поддерживать статус юридического лица. А это поддержание (составление отчетов даже с НУЛЕВЫМ БАЛАНСОМ) дорого стоит.

И таких федераций как минимум … не одна. В верхах витает идея соединения усилий двух-трех-четырех федераций по вопросу найма ответственного бухгалтера для ... предоставления отчетов. Идея хорошая, но с практической точки зрения нереализуемая в озвученном виде – разногласия по вопросу кто, сколько  и как  вложит в это дело средств неизбежны.

Более реализуем другой вариант – по принципу создания Фонда поддержки спорта, который функционировал при облспорткомитете в середине прошлого десятилетия. Зачем отказываться от испытанного положительного, что имело место быть в недалеком прошлом? В этом случае Министерство спорта будет иметь возможность помогать и методически, и финансово федерациям став соучредителем этого фонда. И отчетность будет на необходимом уровне. И будут все условия для реализации приличных проектов.

Пока что именно с точки зрения сложностей отчетности и следует понимать сущность государственной регистрации и аккредитации федераций на современном этапе – говорить о каких-то преференциях в виде завоевания грантов, налаживания хозяйственной деятельности и пр. пока что рано. А именно на улучшение финансирования, создание условий для успешного развития того или иного вида спорта и направлена идея регистрации и аккредитации!

Нужно признать, что процедура аккредитации у нас в области потихоньку идет. Однако в один день и даже в один год эту процедуру представители многих видов спорта вряд ли осилят – Законы несколько опередили РЕАЛЬНОСТЬ.

Хотя, вдаваясь в смысл слова «АККРЕДИТАЦИЯ» (признание) поймем, что если Министерство спорта признаёт общественное спортивное общество (федерацию), доверяет ему, то можно работать и  без официальной аккредитации…

Какая форма взаимодействия? Конечно же, в делах ДОГОВОРНАЯ! И при этом нужно выделить время приема  (которое должно быть свято) для работы с федерациями и при любом форс-мажоре не назначать на это время никаких совещаний, ни занимать какими-то другими делами, не отвлекать специалиста чиновничьими делами. Здесь нужно понимать одно – представители федераций делают дела, в основном, на общественных началах (т.е. бесплатно) и, образно говоря, заставлять «обивать пороги» Министерства, которое должно стать родным для спортсменов, тренеров и организаторов, не допустимо…  

И в-пятых (но, возможно, в ГЛАВНЫХ), кто должен стать Министром спорта? Это должен быть человек - специалист по спорту (т.е. имеющий профильное спортивное образование), лучше в прошлом спортсмен с высоким разрядом или спортивным званием, имеющий опыт работы в качестве тренера и … спортивного чиновника. Министр должен чувствовать и понимать спортсмена, тренера и организатора, как говорят, изнутри. Он просто обязан иметь реальное видение того, что и как делать для развития физической культуры и спорта региона на 1-3-5-10 лет вперед – т.е. иметь реальную «Программу». И, кроме того, он должен уметь взаимодействовать с вышестоящим руководством, с коллегами как опытный дипломат, должен суметь идеологически перестроить работу своего административного аппарата (см. выше).

Конечно же, выбор за правительством и Губернатором Морозовым С.И. – принять или не принять вышеизложенное. Но наш опыт показал, что руководитель областного спорта должен быть именно таким.

Да, чуть не забыл еще один важный момент – Министр должен быть равноудаленным (хотя точнее – равноприближенным) ко всем видам спорта и не лоббировать только некоторые виды…

И при условии выполнения изложенного работа Министерства может стать очень результативной и с точки зрения достижения высших спортивных результатов, и с точки зрения массовости. Что не менее важно – ведь все наши усилия должны быть направлены на оздоровление людей!

Это мое мнение – готов предоставить ресурсы сайта для любого неравнодушного специалиста, имеющего и иное мнение.

Парфенов Владимир, председатель Ульяновской областной шахматной федерации, отличник физической культуры и спорта, Международный организатор, кандидат в мастера спорта по шахматам

До новых встреч! И желательно по положительным мотивам.
© При использовании материалов ссылка на наш сайт и ведущего - Владимира Парфёнова - обязательна!