36-му чемпионату мира по хоккею с мячом посвящаю...

Хоккей с мячом – шахматы на коньках...

Тогда я уже остыл от кооперативных дел (А уроки жизнь преподнесла основательные и чисто человеческие, и организаторские, и  чисто дипломатические ), а сейчас потихоньку отхожу от дел шахматных (просто устал)... И в настоящее время можно отвлечься и немного вспомнить и тот эпизод жизни – он связан с хоккейной жизненной главой…Цель этой заметки - восполнение одного белого, но ВАЖНОГО, пятнышка истории ульяновского хоккея с мячом!!! Кому–то оно  покажется незначительным… Кто-то просто посмеется. Кто-то оценит по достоинству.

Тем не менее был момент, когда наш ульяновский спортивный флагман, родная «Волга», оказался практически никому не нужным! В приводимом ниже повествовании Вы сможете увидеть даже элементы детектива! Гарантирую - будет познавательно. По меньшей мере, те люди и даже компании, кому довелось рассказать, слушали о том с интересом.

По хоккейным делам к весне 1990-го стало ясно  с одним: хоккейная команда «Волга» вылетела из высшей лиги в первую и… дальнейшая её судьба оставалась неизвестной. Как преданный болельщик «Волги» и как председатель клуба болельщиков «Волги» (кстати - ПЕРВЫЙ) звоню главному тренеру «Волги» Терехову Владимиру Николаевичу и слышу: у «Волги нет финансов, нет и игроков (разбрелись по всему Советскому Союзу), что делать с ней – «Волгой»-  никто не знает.

 Маленькое отвлечение о клубе болельщиков - здесь тоже можно вспомнить много чего хорошего – это был настоящий КЛУБнастоящий КЛУБ по главному интересу (любви к хоккею с мячом). О постановке дела в том клубе современные Фан-клубы могли бы просто помечтать! Обстановка была прямо скажу СЕМЕЙНОЙ! До сих пор вспоминаем с ностальгией. Придет время и о клубе болельщиков вспомним поподробнее (!).

Но не будем больше отвлекаться – просто та страница помогла мне внешне легко войти в число тех любителей и профессионалов хоккея с мячом Ульяновской области, которые не дали умереть (закончить свое существование) ульяновскому хоккею с мячом. Да-да именно так!

После телефонного разговора иду в облспорткомитет к председателю Сысоеву Валерию Васильевичу и пытаюсь прояснить ситуацию. В ответ примерно так: «Я – двумя руками за хоккей с мячом и приложу все силы для поддержания этого титульного для области вида спорта, но в одиночку вытянуть целую команду, внезапно оставшуюся без финансирования не в силах»! Ответ был правдивый – такова была схема поддержки спортивных команд мастеров Советского Союза. В то время «Волга» финансировалась при взгляде со стороны профкомом машзавода им. Володарского. Точнее говоря - финансирование было через профком. А по факту команда содержалась на государственные средства, поступающие из фонда государственного предприятия - машзавода, а, значит, из бюджета государства.

С приходом к власти в конце 80-х годов прошлого столетия крикливых демократов спортивные команды, спортивные сооружения, культурные сооружения и учреждения и т.п. организации оказались как бы между небом и землей - финансирование культуры и спорта оказалось мини-мизерным.

Подумали с Тереховым В.Н. и пришли к выводу: «Нужно регистрировать хоккейный клуб «Волга» и пытаться подключить к делу спонсоров». Дело было абсолютно новым – к тому времени в СССР в хоккее с мячом был лишь один профессиональный спортивный клуб: ХК «Зоркий» Красногорск. Но новизна не пугала меня нисколько – уже поварился в такой «каше».

Не откладывая в дальний ящик - идем с идеей к председателю спортклуба Машзавода Горб Николаю Павловичу, с ним к председателю профкома Машзавода Белякову Василию Иосифовичу и … в итоге заручились поддержкой и желанием профкома стать учредителем клуба-ни больше и не меньше. 

Авторитет команды «Волга» оказался очень большим, и, не смотря на несколько настороженное отношение ко мне лично (год назад в исполкоме Заволжского района я пытался зарегистрировать производственный кооператив – было отказано по формальным признакам)  хоккейный клуб «Волга» был зарегистрирован. Председателем хозрасчетного хоккейного клуба стал я – Парфенов Владимир Алексеевич. К сожалению, на руках не осталось ни одного документа (работал председателем исключительно на общественных началах! Ни зарплаты, никаких компенсаций даже прямых расходов на поездки в Москву не получал … Работал за любовь к хоккею с мячом). Однако, и до регистрации, и после активно сотрудничал с газетами «Ульяновская правда» и «Слово молодежи» – и информации должно быть много! Моё программное выступление привожу – статья в «Ульяновской правде» от 26.07.1990: «С надеждой смотрю в будущее».«С надеждой смотрю в будущее». Есть много и других заметок – кому интересно посмотрите в краеведческом отделе ОНБ им. В.И. Ленина…

И началась работа! Первым делом заручился поддержкой председателя облспорткомитета Сысоева Валерия Васильевича – тот как мог стал помогать: оплатил заявочный взнос в федерацию, финансировал пару сборов – в создавшихся условиях с нулевым денежным запасом это можно расценить как спасение команды!

Параллельно, прослышав о возможном контракте от имени хоккейного клуба «Зоркий» Фасхутдинова Раипа  с шведским клубом «Каликс» быстро-быстро съездил в Москву в Совинтерспорт (в то время все зарубежные спортивные контракты шли через эту организацию!) и заключил договор о сотрудничестве – тем самым сделал невозможным без ведома хоккейного клуба «Волга» отъезд Раипа (и вообще кого-либо бывших или действующих ульяновцев куда-либо!) за границу – пусть он меня простит, но такова жизнь. Тем более по просьбе председателя ХК «Зоркий» Владимира Статкевича без проволочек съездил в Москву на встречу с ним (ну как из Ульяновска в парк Победы J с учетом реалий (ХК «Зоркий» сумел организовать контракт, «Волга» юридически пока что связана с Р. Фасхутдиновым…) договорились разделить компенсацию шведского клуба в инвалютных рублях в разумных пропорциях между клубами – т.е. проблему решили компромиссно. Реально Раип не пострадал: несколько ущемился ХК «Зоркий», но не игрок!

Далее возникла задача добиться получения компенсаций за ушедших ульяновских хоккеистов. В то время в регламенте о чемпионате СССР по хоккею с мячом уже писали о компенсациях и даже оговаривали их размер, но не было механизма оплаты.  И мы стали первыми, кто добился оплат. Но об этом чуть позже – по хронологии нужно описать мой поход на прием к Генеральному директору УАЗ, народному депутату СССР Исаеву Юрию Алексеевичу…

В то время – время расцвета демократии,- попасть на прием к депутату было возможно… Записался к нему на прием как старший преподаватель УлГПИ (в то время я работал старшим преподавателем в УлГПИ – поэтому ничего не соврал при записи на прием!...) а на входе в кабинет представился уже председателем хоккейного клуба «Волга»!... Не успел закончить фразу, Юрий Алексеевич сразу спрашивает: «Сколько?» . Все поняли что (а он был окружен десятком помощников, юристов, советников) – на какую сумму помощи от УАЗ мы хотели бы претендовать? Вопрос, видимо, стоял перед ним давно и создалось впечатление, что он ждал ходоков от хоккейного клуба «Волга», а в условиях активного воздействия на умы руководителей через газеты и телевидение – а мы развили очень большую активность в СМИ,- вопрос был естественный! Здесь просто необходимо отметить очень большие заслуги спортивного журналиста Лучникова Владимира Александровича – продвигал информацию от нас, болельщиков, без задержки, помогал готовить необходимые документы, письма, открытые письма в адрес руководства … Отметим, что весь спорт был под его кураторством (и печатно, и на телевидении). Кажется, в эти годы его избрали председателем Ульяновской областной федерации по хоккею с мячом. Или чуть позже – вместо Почекуева Геннадия Петровича.

И блицпоединок мне довелось выиграть – по меньшей мере, мне так показалось. Хотя я готовился к иному – терпеливому убеждению к оказанию помощи. Я стал выигрывая время вслух перечислять возможные источники и суммы возможных поступлений…Здесь нужно было угадать разумную цифру! Много запросишь – можешь ничего не получить, мало … тоже нехорошо… И взвалил треть годового бюджета на УАЗ… Мои слова повисли в напряженной тишине на некоторое время – вслух треть отвел на спорторганизации Ульяновска и области, треть на получение компенсаций за ушедших хоккеистов и очень логично треть на главного спонсора – УАЗ!… Вслух же Юрий Алексеевич сказал: «Я должен посоветоваться с Советом трудового коллектива (были такие организации на предприятиях в то время!) – звоните через несколько дней». А по глазам было видно, что вопрос решен в нашу пользу! Единственно спросил - а сумеете эффективно распорядиться деньгами? Ответ: "Экономно, с перспективой развития, разработана программа развития нашего хоккея - опубликована в "Ульяновской правде" его вполне удовлетворил.

Через пару дней поехал в спортклуб «Торпедо» договариваться с председателем спортклуба «Торпедо Курсановым Виктором Николаевичем о спортивной базе для тренировок «Волги». Слово-за слово он вспоминает, что сегодня был в бухгалтерии и слышал, что оговоренную сумму перечислили не ХК «Волга», а футбольному!!!

Набираю главного бухгалтера, представляюсь, спрашиваю и … слышу в ответ – «Не туда послали? Не страшно -  мы и Вам перечислим столько же»! Я аж закашлял от такой новости. И в то же время представляю глаза председателя футбольного клуба «Волга» когда на их счет пришли по первой письменной просьбе очень неплохие деньги… Лихое было время.

И  обещанные деньги на наш счет пришли! А «Волга» под управлением Терехова В.Н. уже спокойно готовилась к чемпионату России по 1-й лиге…Хотя кадровые проблемы были критичными… Даже основной состав не набирали-одна молодежь! Из надежных бойцов были вратарь Олег Шубин, Александр Грехов, заслуженный мастер спорта Афанасенко Николай Иванович, Артур Федоров (в конечном итоге был призван в ряды СА в московское «Динамо») и другие менее известные… Кстати, лет 5 назад сплавлялись по Суре вместе с Николаем Ивановичем и во время сплава много разговаривали  о нашем хоккее, что ему мешает и пр. И он признался, что лишь в последний момент он решился сыграть за «Волгу» в тот сезон (все же годы берут свое)…

А у меня другие заботы – урегулирование проблем с федерацией хоккея с мячом СССР и главная - извлечение компенсаций от клубов, в которые ушли наши игроки. Сравнительно легкое решение проблемы с ХК «Зоркий вдохновляло!

И если какие-то проблемы с федерацией урегулировались можно сказать по - свойски (был даже эпизод когда по телефону из Ульяновска договаривались встретиться с Председателем федерации Соловьевым Вячеславом Евгеньевичем «я на курсах, завтра в обед в кафе в Москве» и встречались и решали вопросы!), то решение второй задачи оказалось непростым делом…. Кстати - знакомство и установление связей с заслуженным мастером спорта, заслуженным тренером СССР, многократным чемпионом СССР и мира, главным тренером сборной СССР Соловьевым В.Е. тоже интересно, (кому интересно расскажу), а сейчас станет уклонением от хоккейного сюжета!

Если с ХК клубом «Зоркий» очень помог СовИнтерСпорт (с заключением Договора с СовИнтерСпорт попутно получили компенсацию и за контракт Н.И. Афанасенко с шведским клубом Больнес»!), то с получением компенсаций от других клубов СССР были проблемы и могли быть решены только с помощью федерации по хоккею с мячом… Или через суды (чего очень не хотелось бы).

Предполагая тяжелую борьбу своеобразную артподготовкуартподготовку начал сразу же после регистрации клуба – уже 30.07.1990... Продолжил в августе и т.д. Таких писем написано с десяток! Но решающий аргумент был приведен  в Москве – в конце октября - начале ноября 1990 года – во время розыгрыша Кубка СССР…

Приехал в Москву на пару-тройку дней и сразу в спорткомплекс «Олимпийский», где проходил розыгрыш Кубка СССР. К тому времени я просто точно не знал кто из ульяновцев и куда намеревался перейти. Сижу на гостевой трибуне (это был последний тренировочный день – завтра официальные игры!) и делаю пометки  - этот хоккеист здесь, другой там и т.д.

Подхожу к одному тренеру, представляюсь и высказываю просьбу перечислить компенсацию за наших игроков. Реакция тренеров была скучной и однообразной – памятуя, что такого в ХСМ еще не было посылали на три буквы – кто просто, кто в три этажа, нашлись кто и выше… Глотаю пилюлю и на их глазах записываю  в блокнот их высокий слог…

На следующий день убеждаюсь, что бог есть!!! В первой же официальной игре команда, чистая от ульяновцев проигрывает команде с нашими игроками! Иду к тренеру проигравшей команды, достаю «Регламент» и подсказываю ему писать протест. Тот сомневается, но вроде соглашается. Тем временем звоню Соловьеву В.Е. и прошу протест рассмотреть и удовлетворить! Тот мнется – «Ты же видишь, какими волками окружен». Я в ответ – «Вы сделайте всего 1 раз как написано в «Регламенте», а что будет дальше – будем смотреть».

Команде «победителей» засчитывается техническое поражение! И какую картину мы видим наутро? Картина простая – в очередь ко мне выстроились вчерашние тренеры с гарантийными письмами на выплаты компенсаций!!!

Я, скрывая торжественные эмоции, достаю свой блокнот и напоминаю ходатаю, на каком этаже он хотел видеть меня вчера…. И распределил поступления от пары недель до пары месяцев - в обратной пропорциональности от высоты вчерашнего обозначенного тренерами этажа … Письма так и завизировал.

И компенсации пошли – так была пробита естественная для нынешних времен процедура! Но это был компромисс - компенсации были минимальными И не те деньги, которые хотел бы иметь я. Иное было время -  не то, что сейчас:- по рыночной стоимости.

А тем временем в Ульяновске в профкоме Машзавода им Володарского не успевают приходовать поступающие средства. В представлении тех недалеких людей деньги падают с неба сами собой - как это было при развитом социализме! И не поняли, что деньги идут к деньгам и на базе поступивших средств можно (и нужно!) зарабатывать еще больше – для того и создавался клуб! Машзавод же привык и умел только расходовать. И расходовать на широкую ногу.

И ребятки при молчаливом согласии облспорткомитета (я так понял - а кому понравится любитель спорта, к которым меня причислили, который взялся за тяжелую ношу и по всем признакам поднял её вопреки мнению профессионалов - руководителей спорта?) решаются на такой шаг – переизбрать меня с поста председателя! Тем более пока я продавливал финансовые вопросы в разных инстанциях, на правах учредителя мне подобрали ручной для них Совет клуба из никому неизвестных лиц ни в спорте, ни в деле…

Прихожу 11 января 1991 года на календарный матч, пересчитываю дежурных милиционеров (за каждого оплачено!), захожу в павильон и  начальник команды В.Н. Богданов меня «радует»: «Мы тебя сегодня переизбрали с поста председателя и новый председатель теперь Я». !?!?!? Насколько я был готов к любым подлянкам, но такого… Все знают как бог рассчитывается с подобными лицами – не долго новый председатель порулил клубом на горбу других. Я не стал сопротивляться (с учетом некоторого недоверия со стороны райисполкома), развернулся и ушел! И здесь был выбор – заняться разборками и упустить время и потерять все, или поступить так, как я поступил. Рассчитываться с клубом было нечем – ничего ему не должен, ничего там не брал, не стал ничего просить (типа хотя бы компенсаций за реальные поездки в Москву – а таковых с десяток было,- и пр.) и всё «простил»… Очень жаль отбитой валюты - растворилась неизвестно куда. Успел организовать пожертвование одной больной девочке в размере порядка 100 инвалютных рублей (это в переводе на сегодняшний язык порядка 200 баксов...). После наблюдал за «Волгой» издалека и видел – как потом и кровью добытые деньги проматываются (на пример, если лететь в Киров на игры– то обязательно чартерным рейсом..,) А как нужен был автобус – по моим прикидкам по тем ценам вполне могли одолеть приобретение автобуса «ЛАЗ».

А «Волга» легла тяжким грузом на плечи еще одной доброй души - председателя горспорткомитета Крюкова Владимира Степановича

  Минорно завершилась моя деятельность в клубе в качестве председателя, но получил просто громадное удовольствие от того, что СУМЕЛ ОБЕСПЕЧИТЬ ГОД СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮБИМОЙ «ВОЛГЕ»  не будучи сыном высокого начальника, а будучи просто большим любителем хоккея с мячом. Тем более в самое трудное, можно сказать, критичное время! Нам хоккей с мячом нужен всегда, карьеристам – только когда есть деньги!

Что положительное запомнилось... Отдельные эпизоды. Как-то сижу в кабинете начальника управления хоккея с мячом Госкомспорта СССР Владимира Петрова разговариваю... Входит в кабинет человек чуть ниже среднего роста... Хозяин кабинета вдруг встает и ... застывает в стойке как бы по команде "Смирно". Невольно встаю и я... Человек заходит и здоровается с нами за руку и вклинивается в разговор. И только по ходу разговора я понял с кем только что подержался за руку. Это был САМ Тихонов Виктор Васильевич - легенда хоккея с шайбой, лучший хоккейный тренер 20-го столетия! Кстати, а Владимир Петров - это не тот самый знаменитый хоккеист - просто тезка-чиновник от спорта... Что еще положительное запомнилось? Разве что были интересные встречи, новые знакомства и главное - большое ощущение полезности... То место, куда я, можно сказать, случайно попал - НЕПАХАННАЯ ЦЕЛИНА для предприимчивого человека!

Большие игры вокруг Ульяновского хоккея с мячом начались в 1994 году – в игру вступили большие люди!

А тем временем в 1994 году иду по ул. К. Маркса и… здесь начинается новая история

 PS1 Да, а что я здесь расписался? Просто шел в Дворце книги мимо выставки литературы, посвященной чемпионату мира по хоккею с мячом и увидел книгу О. Тишаков, А. Рушкин, А. Сайманов. «Волга» (Ульяновск): История. События. Личности. 60 славных лет». (В книге представлены футбол, хоккей с мячом и на траве). Ульяновск, 2007год, «Ульяновский дом печати», тир. 500, 512 стр. Вчитался и ... обнаружил, что оказывается хоккейный клуб "Волга" был организован в 1994 году. Но это историческая неправда! Ну ладно О. Тишаков в то время еще пешком под стол ходил и ничего не знал. то куда смотрели старшие товарищи? Вот и решил восстановить историческую справедливость.

24.01.2016                                           Парфенов Владимир, болельщик

PS2 А хоккейная одиссея имела продолжение. Так совершенно случайно во время празднования моей круглой даты (семидесятилетия) в кулуарах разговорились с мастером спорта по хоккею с мячом Сергеем Федоровичем Ключниковым (все его помнят?) и во время рассказа неудачными вопросами, он меня подтолкнул к поиску фактов, подтверждающих изложенный рассказ (он засомневался: не может быть, что не сохранились какие-либо следы моей работы в клубе!). И представьте себе нашел! Более того, нашел официальные и серьезные документы! В частности, документы о том  что в хоккейном клубе «Волга» я был в аппарате управления клуба в качестве ДИРЕКТОРА (!) с  3 июля 1990 года аж до 31 августа  2006 года!  Не знаю как и быть – обратиться в клуб за зарплатой, что ли??? А может кто эти годы получал зарплату вместо меня и нужно обращаться в прокуратуру?

 

27.03.2021

 

http://ulchess.ulsu.ru/history/Bandy_2016.htmhttp://ulchess.ulsu.ru/history/Bandy_2016.htm

http://ulchess.ulsu.ru/history/Grad_Simbirsk_3_1994.jpg