8 съезд РШФ – с чем приходим к Всероссийскому шахматному форуму? (часть 1)
08.01.07

Вот и прошло почти 4 года со дня последнего Съезда РШФ, съезда, на котором был избран новый Президент федерации, ИСПОЛКОМ, Президиум и ревизионная комиссия…

На последнем заседании Президиума РШФ 22 декабря 2006 года было принято Постановление о проведении 8 съезда РШФ 24 февраля 2007 г. в Москве (постановление принято строго по Уставу – за 2 месяца до Съезда), намечена повестка дня и определены нормы представительства…

Вот с анализа этого Постановления и начнем свою аналитическую заметку…

Вторым пунктом Постановления определены нормы представительства на Съезд. Все написано одной строкой и не совсем понятно кто же имеет решающий голос при принятии решения – только представители регионов, или еще и члены Президиума и Исполкома? Или другая версия - члены Исполкома и Президиума будут избираться от регионов и, соответственно, они будут иметь и право решающего голоса. Или есть еще одна версия толкования данного пункта - представители регионов будут избираться и иметь право решающего голоса, а члены Исполкома и Президиума будут участвовать в Съезде как гости и не будут голосовать… Интересно, а что имелось в виду при принятии данного пункта постановления Президиумом???

Третьим пунктом Постановления определена повестка дня Съезда. Предусмотрен такой  пункт (цитирую): «обсуждение утверждения отчетов Президента РШФ, ревизионной комиссии РШФ». И опять возникает вопрос: о чем говорит этот пункт? То ли об обсуждении отчетных докладов Президента и ревизионной комиссии РШФ с последующим утверждением, то ли (цитирую) «обсуждение утверждения» этих же докладов?  И по этой части постановления опять нужно толкование! Думаю, что уже не успеет собраться еще один Президиум до Съезда и внести либо однозначные формулировки, или дать толкование вышеприведенным формулировкам. Т.е. идем на Съезд с некоторой долей неопределенности: что же нас там ждет?…

Всё остальное ясно и понятно и полностью соответствует и логике, и Уставу.

Внимательно наблюдал на протяжении прошедших лет за работой Президента РШФ Жукова А.Д., Исполкома, Президиума, Исполнительной дирекции и комиссий РШФ – публичными выступлениями пытался даже как-то повлиять на их работу (отражено в полной мере на нашем сайте в разделе «Дела РШФ» - откомментировано практически каждое заседание Исполкома, Президиума, комиссий). И поэтому, полагаю, уже нет необходимости и сейчас комментировать каждое действие выборных и назначенных органов подробно, выскажем лишь краткое обобщающее резюме.

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: Было ли движение Российских шахмат вперед? Насколько продвинулись Российские шахматы в нужном направлении (если будет дан положительный ответ на первый вопрос) за прошедшие 4 года?

Ответ на первый вопрос таков: движение вперед есть – о том можно говорить однозначно! И это проявилось во многом – см. ниже.

С ответом  на второй вопрос дело обстоит сложнее - о том мы можем судить по результатам выступлений наших шахматистов на международной арене. И здесь однозначной оценки уже дать нельзя – феерические победы перемежались с откровенными провалами (особенно у мужчин). Хотя очень много стоит победа Владимира Крамника над Веселином Топаловым (и его компанией!) в матче за звание чемпиона мира.

Где причина нестабильности – то ли в конкретных шахматистах, то ли в тренерах, то ли в системе управления шахматами, то ли в чем другом? До сих пор полного анализа с квалифицированными выводами не сделано (по меньшей мере не было отражено в официальных документах, а разговоры водить на эту тему можно бесконечно долго…). Возможно, это приберегается для Съезда и все разборки будут проведены там? Лучше было, если бы хоть приблизительные выводы были озвучены до начала Съезда.

А теперь дадим обобщающие оценки всем органам управления в РШФ.  

Президент РШФ Жуков Александр Дмитриевич. Избирали мы его на пост Президента как Председателя комитета по бюджету и налогам Государственной Думы РФ, затем он стал заместителем правительства РФ… Читаю свои записи о том, что он нам обещал перед избранием и … вижу – ДАННЫЕ СЛОВА СВОИ он СДЕРЖАЛ. И в части подъема престижности шахмат как вида спорта, и в части поддержания  шахматной элиты, и в части поддержания детских шахмат, и в части улучшения финансирования шахмат… И сверх того считаю как исключительное достижение Президента РШФ Жукова А.Д. (ни Исполкомов, ни Президиумов по этому вопросу не было) проведение объединительного матча на звание чемпиона мира. Можно лишь догадываться какие переговоры (и сколько их было!) велись при подготовке матча В. Топалов – В. Крамник, сколько бессонных ночей провел он при ведении переговоров уже в ходе матча, когда навязанная интриганами от шахмат так называемая «туалетная война» чуть не сорвала уже начавшийся матч. Поэтому с легким сердцем оцениваю работу Президента положительной оценкой.

Что от него жду в следующие 4 года (не думаю, что появятся альтернативные кандидатуры, сопоставимые с кандидатурой А.Д. Жукова):

1) не упуская из своего внимания уже взятые вершины, вплотную заняться проблемами региональных шахмат – вершина (шахматная элита) не будет устойчивой при наличии узкого основания, ориентированного лишь на шахматы столичных и больших городов. Не нужно забывать о неистощаемом кладезе талантов на периферии.

2) продолжить совершенствование управления шахматами в России в целом и федерацией в частности (с учетом нижеприводимых замечаний).

И выполнения этих пунктов будет вполне достаточно для того, чтобы оправдать свое Президентство на ближайшие 4 года.

Исполком РШФ.  В составе Исполкома известные, работящие и умелые люди (индивидуальные положительные характеристики на каждого члена исполкома можно продолжить), которые могут и в одиночку вершить большие дела. Однако органом управления РШФ функционирующий до настоящего времени ИСПОЛКОМ можно назвать лишь с большими натяжками (см. подробнее наши более ранние выступления на эту тему). Не смотря на то, что и среди Вице-Президентов, и среди рядовых членов ИСПОЛКОМА (см. наши предложения по подготовке 7-го Съезда – к нашему удовлетворению учтены!) имеются «зоны ответственности» ни спроса за полноту исполнения своих общественных обязанностей, ни порученческих (если так можно выразиться) решений ИСПОЛКОМА не было… Да, они курируют свои комиссии, да, они помогают им, да они выполняют большую организационную работу … но нет ОТВЕТСТВЕННЫХ КОЛЛЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ.

На пример, в составе ИСПОЛКОМА есть Вице-Президент и еще 2 члена по связям с регионами… И, честное слово, я как председатель региональной шахматной федерации совсем не прочувствовал эту связь – её попросту не было. Может быть, у других руководителей региональных федераций как-то по-иному? Или ответственные члены исполкома плотно взаимодействовали с шахматными федерациями федеральных округов? Такое допускаю… Хотя не во всех федеральных округах есть функционирующие федерации…

Или еще характерный пример. На одном из Исполкомов (21.10.05) было принято такое (порученческое!?) решение:

«Исполнительной дирекции:

– обеспечить разработку и издание современных шахматных программ и методического обеспечения для шахматных кружков в школах, сельских клубах и ДЮСШ,

– организовать проведение региональных УТС на базе сильнейших ДЮСШ и шахматных центров в регионах,

– приступить к развитию шахматных интернет - программ (турниры, интернет - обучение и т.д.),…».

Не указано ни сроков исполнения, ни источников финансирования, ни других условий (на каких условиях будут распространяться, на пример, эти разработки) не оговорено. Не нашел «следов» от принятого решения ни в комиссии по информатизации и компьютеризации, ни в комиссии «Шахматы и образование» – это в том числе и их «хлеб»! Да и в постановлении ИСПОЛКОМА нужно было как-то задействовать эти комиссии! Даже странно как-то видеть такие решения «из под пера» депутатов Государственной Думы и опытнейших функционеров. Ведь судьба этого поручения и по настоящее время неизвестна!  

И примеры можно продолжить. 

Справедливости ради отметим, что намного хуже было бы дело если бы в составе ИСПОЛКОМА были склонные к обсуждению люди, но не умеющие  ничего делать!

Президиум РШФ. Читаем Устав РШФ (приводим выдержки с авторскими выделениями фрагментов): «8.3. Президиум РШФ является руководящим органом в период между Съездами. 8.3.1. Президиум РШФ формируется на Съезде из членов Исполкома и представителей региональных ШФ СРФ прямым делегированием в количественном составе не более 32 человек, на срок полномочий Исполкома. … 8.3.2. Компетенцией Президиума РШФ является: 8.3.2.1. Определение основных направлений деятельности Российской Шахматной РШФ; 8.3.2.2. Утверждение программы, разработанной в соответствии с пунктом 2.2.1. Устава; 8.3.2.3. Принятие регламентирующих документов, регулирующих отдельные виды деятельности РШФ (положений о соревнованиях, систему классификации и иные документы)». И т.д.

На сколько соответствует работа ныне действующего Президиума УСТАВу? Для этого нужно проанализировать повестки дня заседаний Президиумов, сопоставить с Уставом и будет ясно -судить самим читателям.  Мне сложно давать оценку – здесь могут усмотреть какие-то элементы предвзятости в связи с играми уже российских шахматных интриганов России на 7-м Съезде

Хотя … мне нравится в последнее время, что элементы программирования работы РШФ стали проявляться (!). Это касается и в работе ДЮК, и в частной инициативе, касающейся работе с женщинами (правда нет уверенности, что опубликованная на сайте гроссмейстера Шайдуллиной Сандугач «Концепция развития женских шахмат» имеет какое-то отношение к женской комиссии – о работе комиссий чуть позже). Всё больше разговоров идет о воссоздании модернизированной советской шахматной школы, всё положительное из которой уже освоено и применено нашими ближайшими конкурентами из дальнего зарубежья. Ведь чем славна та школа – программированием! Там было всё связано-взаимоувязано, подкреплено соответствующими финансами и система работала на конечную цель – достижение высших спортивных титулов через развитие массовости.

Вот этой системы сейчас нет. Такое ощущение, что действия РШФ (во многом положительные, но не связанные логической идеей!) всех членов Президиума устраивают – членство в Президиуме может быть использовано всего лишь для достижения каких-то узких и локальных целей и задач...

Исполнительная дирекция РШФ.   Спинной хребет федерации. Исполнитель всех задумок и решений выборных органов.

В целом её работу можно оценить положительно (хотя замечания есть). Подробнее в .. .части №2

Владимир Парфенов, председатель Ульяновской областной шахматной федерации

До новых встреч! И желательно по положительным мотивам.